http://lviv.travel/ru/architecturelviv/top10places
Если Вы остановились в Львове транзитом, или по каким-то другим причинам у вас нет времени увидеть всю красоту Львова, Lviv.Travel рекомендует Топ 10 архитектурных жемчужин Львова, которые должен увидеть каждый, кто побывал во Львове.
Все они находятся в компактной центральной части города и чтобы увидеть их всех Вам понадобится не более 3-х часов.
1. Площадь Рынок - центр политической, общественной, культурной и торговой жизни города на протяжении 500 лет, сердце Львова, историческое начало европеизации Украины.
Львовская Площадь Рынок сохранила свое название от XIV века. Она происходит от немецкого «der Ring» (круг, кольцо), собственно по такому принципу строились центральные площади немецких средневековых городов.
Именно здесь, в долине реки Полтвы в середине XIV века немецкие колонисты по поручению короля Казимира III начали классический европейский город с классической рыночной площадью. Польский король строил город за совершенными тогдашними строительными технологиями, он пригласил для этой цели ремесленников и строителей из Германии. В последующие века архитектурное совершенство Рынка дополняли итальянские и австрийские архитекторы. Площадь Рынок в ее современном виде - это наслоение архитектурных идей многих творцов и многих веков, впрочем имеют одну единственную особенность - неизменную согласованность и гармонию. Здесь от всех зданий веет спокойствием, уверенностью, оптимизмом и человечностью эпохи европейского ренессанса. Все каменицы площади разные и неповторимые, но в то же время как бы родственны между собой одной идеей. Каждая каменица - отдельный и совершенный образ. Здесь феноменально сопоставлены величие домов с человеком, и мы чувствуем себя словно в окружении очень уютного интерьера. Дома не слишком высокие и не слишком малые, ни один из них не вырывается из общего ансамбля своими размерами, высотой или стилем. Во львовских ренессансных домах чувствуется настоящая музыка. Несимметрично расположенные окна - два рядом и одно как бы в стороне - имеют утилитарное назначение: два окна приходятся на главный зал-комнату, а третье - на боковую, хозяйственную комнату. Но в этой асимметрии чувствуется ритм - будто изначально звучат две половинки ноты, а потом одна целая нота. Звучание Площади Рынок неповторимое. Львовские средневековые патриции заказывали проекты своих домов основном итальянским архитекторам, выходцам из северной Ломбардии и южной Швейцарии. Но итальянский ренессанс не смог во Львове сохранить свою чистоту и незыблемость стиля, он был дополнен и обогащен местными традициями, в частности чертами восточного украинского зодчества. Таким образом в течение почти пяти столетий создавался единственный в Украине неповторимый ансамбль жилых домов на площади Рынок. Почти все дома площади и до сих пор используются по своему основному назначению - в них живут львовяне.
2. Львовский Оперный театр - архитектурная жемчужина Львова в стиле неоренессанса (1901 год), один из красивейших театров Европы.
Построенный в начале прошлого века по проекту архитектора Зигмунта Горголевского Большой театр во Львове сравнивали с Парижской и Венской оперой. Стоя перед величественным фасадом этого фантастического сооружения чувствуешь всепоглощающую мощь искусства, его вечность в контрасте со скоротечностью человеческой жизни. Это сооружение, в котором можно найти различные архитектурные стили европейских стран, воплощены с высокопарной импозантностью. Формы фасада очень сложны и разнообразны: это колонны, балюстрады, ниши, насыщенные аллегорическими скульптурными фигурами. Над главным карнизом фасада возвышаются статуи восьми муз, над ними горельефная десятифигурная композиция «Радости и страдания жизни». Фронтон вверху завершается скульптурной триадой крылатых бронзовых фигур Гения драмы и комедии, трагедии и в центре - Славы, которая держит золотую пальмовую ветвь. Эти скульптуры творили выдающиеся львовские художники Попель, Баронч, Войтович. Интерьер львовской оперы впечатляет не меньше, чем внешний вид. Внутреннее убранство здания украшено позолотой (на нее потратили несколько килограммов золота), разноцветным мрамором, декоративными росписями и скульптурой. Четырехъярусный зрительный зал имеет форму лиры и вмещает более тысячи человек. Украшением сцены является декоративная занавес «Парнас» (1900 год) известного в Европе живописца Генрика Семирадского - аллегорической трактовки смысла человеческой жизни в фигурах Парнаса. Зал львовского оперного театра отмечается великолепной акустикой. Здесь можно увидеть выступления знаменитых оперных и балетных коллективов Украины и гастролеров из других стран. Во львовской опере проводят недавно возрожденные Венские балы.
3. Армянский квартал. Одна из старейших общин Львова - армянская - веками создавала в городе центр своей национальной жизни с уникальной архитектурой и неповторимым духом древней восточной христианской культуры.
Одна из старейших общин Львова - армянская - веками создавала в городе центр своей национальной жизни с уникальной архитектурой и неповторимым духом древней восточной христианской культуры.
Армяне, изгнанные с родины монголо-татарским нашествием середины XIII века и лишены государственности, нашли гостеприимный приют на галицкой земле. Одна из самых древних восточных христианских наций (армяне приняли христианство на несколько столетий раньше, чем это сделали народы Европы) - принесла во Львов вместе со своими капиталами творческий поиск и безупречную ремесленную сноровку ювелиров, кожевников и гаптувальникив. Но лучше армяне издревле освоили купеческий специальность. Торговые караваны из восточных стран в Европу были почти полностью армянской монополией. Армяне не только торговали сами, но и постоянно занимали должности торговых переводчиков, через которых осуществлялись контакты всех иностранных купцов во Львове.
Национальные общины в древнем Львове занимали каждая свою территорию. Армяне селились за стенами города в северной части, недалеко от центральной Рыночной площади. Здесь находился очаг григорианского епископства, который подчинялся только главе армянской церкви - Католикосу всех армян. Светской жизнью общины руководил староста и совет старейшин. Армяне для улаживания внутренних проблем общества пользовались собственным обычным законодательством, например, если поджигателя ловили на месте поджога, его имели право безоговорочно бросить в огонь. Армяне имели собственную школу, госпитали, библиотеку, театр, а 1616 основали даже первую армянскую типографию. Застройка Армянского квартала была своеобразной, с учетом тогдашних тенденций, в частности многие дома до второй половины XVIII века имели широкие въезду ворот, у некоторых они сохранились до сих пор.
Крепкие экономические позиции в течение длительного времени давали армянской колонии чувствовать себя уверенно и противостоять давлению и ограничением городских властей. И городской совет, в который в основном входили богатые купцы-римокатолики, не желала мириться с конкуренцией армян, завидовала их богатству и связям на Востоке.
Армяне, оторванные от родины, как люди торговые и бизнес, не смогли долго сохранять свою идентичность. Только ассимиляция была путем сохранения состояния и социального положения львовских армян. 1630 армянский архиепископ Николай Торосович принял католицизм, но на пользу этому народу этот акт не пошел: если в середине XVII века во Львове проживало более двух тысяч армян, то в начале XX века их во Львове практически не было, остались разве поляки с полонизированных армянскими фамилиями. Новая волна армян во Львове началась после 1939 года с приходом российской тоталитарной власти. Сейчас эту общину составляют армяне, выходцы из разных уголков бывшей советской империи - СССР.
4. Дворец графов Потоцких - величественное здание в стиле французского неоренессанса конца XIX века. За оградой с орнаментальными металлическими воротами видим величественную и одновременно изящную постройку.
Импозантный дворец украшен рельефами, лепниной, настенной живописью и витражами. Дворец Потоцких - яркий образец архитектуры зрелого историзма, одна из самых интересных архитектурных памятников Львова. Спроектировал его французский архитектор Луи д'Оверн на заказ наместника королевства Галиции и Лодомерии графа Альфреда II Юзефа Потоцкого (1817-1889). Строительство продолжалось от 1888 до 1890 года под надзором и некоторой корректировкой львовского архитектора Юлиана Цибульского. Интерьеры дворца на первом этаже решены в основном в стиле короля Луи XVI. Зала (Красная, Зеркальная, Голубя, Кабинет Ордината) украшены искусственным мрамором и позолотой, лепниной и зеркалами. Резные из мрамора камины украшены золоченой бронзой. На первом этаже находится часовня с чудотворной иконой Львовской Богородицы (XV в.). Экспозиция Львовской галереи искусств развернута на втором этаже. Ее открывает зал античного искусства. Европейское искусство XIV-XVIII вв. представлено лучшими произведениями сборника: украинской иконой XV в. «Св. Параскевии », полотнами М. Базаити, Я. Цукки, С. Риччи, Ж.-Е. Лиотара, Ж. Герена, Ф. Гойи. Часто во дворце проходят конференции, презентации, камерные концерты, встречи политиков.
5. Часовня Боимов - знаменитая достопримечательность позднего ренессанса, которая не имеет аналогов не только в Украине, но и в европейской архитектуре.
Этот уникальный памятник является украшением Катедральной площади, из этого переулка открывается один из лучших видов Львова на Площадь Рынок и городскую Ратушу. Львовский купец родом из Венгрии Георгий Боим разбогател на торговле вином и получив гражданство Львова вместе с должностью бургомистра решил построить семейную часовню невиданной красоты. Здание построили по проекту вроцлавского строителя Андрея Бемера и освятили в 1615 году.
На другом фасаде от стороны улицы Галицкой под стеклом старинные оригинальные портреты Боима и его жены. Третий фасад имеет прекрасный рельеф, изображающий Георгия Победоносца.
Купол часовни завершает статуя скорбящего Христа в Гефсиманском саду, где он просит Отца, чтобы Его обошли страдания на кресте. Сюжет, довольно часто представлен в живописи, в скульптуре является поистине уникальным. Фасадная стена часовни покрыта сплошной каменной резьбой на тему Страстей и фигурами святых Петра и Павла. Интерьер здания является не менее пышно декорирован. При создании многофигурных композиций по обычаю того времени использовали в качестве моделей обычных людей. Таким образом мы имеем здесь возможность увидеть лицо настоящих людей древней эпохи.
Часовня Боимов славная интересной энергетикой: сотрудница музея рассказала, что как-то забыла в углу часовни корзину с яблоками; более чем через полтора года она неожиданно на него наткнулась и обнаружила, что яблоки за это время абсолютно не утратили своей сочности и аромата.
Часовня Боимов открыта для посетителей лишь в летние месяцы.
6. Доминиканский собор, теперь греко-католическая церковь Святой Евхаристии - величественная архитектурный памятник позднего барокко с оригинальным скульптурным убранством.
Монастырь доминиканцев на этом месте основали еще в XIII веке по просьбе жены украинского князя Льва Даниловича, венгерской принцессы Констанции, которая была католичкой и на чужбине тосковала по своей вере. От XV и до середины XVIII века здесь стоял костел, построенный в готическом стиле.
В этом костеле и на площади перед ним 1559 разыгралась настоящая война за невесту с использованием артиллерии и всех тонкостей военной стратегии. Магнат Лукаш Гурка добивался выдачи из монастыря своей, которые он считал, законной жены - богатой наследницы Речи Посполитой, Гальшки Острожской, которая спряталась за стенами доминиканского монастыря. Во время военных действий на несколько недель прекратилась вся торговля во Львове, а раздраженный король приказал прекратить войну. В конце была перерезана водопровод, ведущий к монастырю, и таким образом осада закончилась: Гальшку выдали Лукашу.
Из-за аварийного состояния готический доминиканский костел разобрали 1748 года. Новый храм, напоминающий костел святого Карла в Вене, в 1748-1764 годах построили по проекту военного инженера, генерала артиллерии Яна де Витта в стиле позднего барокко. В те времена существовала добрая традиция хранить от предыдущего уничтоженного сооружения все ценное, что только можно было сохранить. До наших времен в южной части храма можно осмотреть алебастровый надгробие XVI века - память о старинный готический костел, который исчез еще 260 лет назад.
Внутри храма ряд надгробий, ценный из которых - надгробие графини Дунин-Борковский работы всемирно датского скульптора Бертеля Торвальдсена (1816 год). Львовскую школу скульпторов представляет памятник губернатору Галичины Гауэр работы Шимзера (1824 год). 1880 здесь поставлен памятник знаменитому польскому художнику Артуру Гротгер работы скульптора Гадомского.
В советское время храм Божьего Тела закрыли и здесь, как во многих других львовских церквях, устроили склад, а в 1970 году открыли Музей религии и атеизма и установили в середине храма подвешенный под куполом маятник Фуко, который своим отклонением подтверждал процесс вращения Земли. В музее работал кинолекторий, где читали лекции на атеистические темы и демонстрировали атеистические научно-популярные фильмы.
С 90-х годов Доминиканский собор стал греко-католическим храмом Святой Евхаристии, особенно популярным среди львовской интеллигентной и национально сознательной молодежи.
7. Бернардинский монастырь (греко-католическая церковь Святого Андрея Первозванного) - памятник ренессанса, маньеризма и барокко 1600-1630 годов - целостный средневековый монастырский комплекс с фортификационными укреплениями.
Пройдя со стороны площади Мытной через фортификационное ворота монастыря – Глинянскую башню неслышными шагами (так как будете идти уникальной деревянной мостовой), вы попадаете на монастырский двор, где каждый из многих его уголков дышит стариной. Все здесь замерло так, будто и не было последних четырехсот лет мировой истории. Монастырь бернардинцев (это польский вариант ордена францисканцев) построен за городскими стенами, поэтому вы увидите здесь прочные и высокие крепостные укрепления, которые хорошо сохранились с северной и восточной стороны. История монастыря достигает середине XV века, впрочем собственно это место построили в начале XVII века. Это была эпоха чрезвычайно быстрой смены архитектурных стилей. Славный строитель Львова итальянец Павел Римлянин 1600 начал строительство костела в стиле привычного для него ренессанса, но мастер, не завершив дела, умер 1618 года. Польскому королю Сигизмунду, который прибыл на смотрины строительства, первоначальный замысел показался слишком скромным. Поэтому уже ученик и преемник Римлянина, швейцарец Амброзий Благосклонный, строил сооружение так, что захватывало дух. Роскошный маньеристический скульптурный декор, который однако не нарушает художественного чувства меры, является ценнейшим наследием этого памятника: более двадцати совершенных скульптур составляют живую галерею колоритных фигур XVII века. Вроцлавский архитектор Андрей Бемер завершил ансамбль монастыря барочной башней и отделкой фасада. Интерьер храма украшают многочисленные резные алтари XVIII века, стены покрыты оригинальной фресковой росписью того же периода. История, которая творилась между этими мрачными и величественными стенами чрезвычайно увлекательна. Здесь настолько слились воедино реальные факты городских хроник с легендами, что разделить их теперь невозможно. Целебный источник, который ударил после погребения 1484 во дворе монастыря святого Яна из Дукли, защитника Львова от многочисленных осад, канонизированного Папой Иоанном Павлом Вторым 1997 ... Барочная ротонда над колодцем, куда сбрасывали тела убитых украинцев, которые 1648 хотели открыть ворота города Богдану Хмельницкому ... Наконец, часы на башне костела, который всегда опережал время на пять минут в память о том, что монах-бернардинец перевел стрелку часов вперед : городские ворота закрылись перед самым носом захватчиков и таким образом Львов был спасен от уничтожения ... Много легенд и реальных исторических событий хранят и подземелья монастыря бернардинцев.
8. Дворец Корнякта - чрезвычайно ценный ренессансный памятник 1580 года, дворец богатого львовянина за всю историю города купца Константина Корнякта.
Грек по происхождению, с острова Крит, Константин Корнякт, который поселился во Львове в XVI веке и контролировал торговлю вином на всем Черноморье, был меценатом, опытным и мудрым человеком, знал много восточных языков. Благодаря Корнякту мы теперь наслаждаемся великолепными архитектурными памятниками Львова эпохи Ренессанса. Это каменный построил для него на месте прежних двух итальянский архитектор Петр Барбон. По законам все каменные, расположенные на Площади Рынок, могли иметь не более трех окон по фасаду, это было так называемое правило равных возможностей, ведь каждое окно первого этажа могло использоваться для обустройства мастерской, магазина или аптеки, а также для рекламы. Даже самый богатый гражданин Львова Константин Корнякт, будучи купцом, не мог нарушить это правило. И только позже, за заслуги перед польскими королями, получил дворянский титул и разрешение построить себе дворец с шестью окнами.
В середине XVII века дворец Корнякта перешел к семье польского короля Яна III Собеского и с тех пор стал называться Королевской каменным. 1908 здание выкупил город, и уже почти сто лет здесь работает Львовский исторический музей.
В здании после ренессансной перестройки сохранилась Готическая зал - единственная украинская достопримечательность светской готики XV века, здесь также работает антикварный магазин. Чрезвычайной достопримечательностью дворца Корнякта является итальянский двор, удивительно схоже с типичными двориками Флоренции и Рима. Здесь, среди этой европейской красоты, невозможно оставаться равнодушным. В этом дворе в теплое время года работает кафе, проходят традиционные концерты, фестивали классической и джазовой музыки, уникальная акустика также создает незабываемое впечатление. Во дворе можно осмотреть прангер - позорный столб, возле которого в средневековье выполняли наказания над преступниками.
Константин Корнякт, будучи уже польским дворянином, все же не мог оставить своего любимого дела - торговли вином. Над входом его дома висела ветка ели - знак, что здесь шинкуют вином. В просторных подвалах каменных домов пьяницы хранили вино, которое вверх подавали лифтом. Зал освещался масляными светильниками, поэтому здесь до сих пор сохранились забитые в потолок кольца, на которых они висели. Что интересно, но пускали в погребке только граждан Львова с толстыми кошельками. Однако сегодня все желающие могут посетить старую винодельню в подвальном помещении, где витает атмосфера прошлых веков.
9. Парк Высокий замок.
10. «Лычаковское кладбище» - это историко-культурный музей-заповедник, площадью 40 га.
Кладбище было официально основано в 1786 г. по инициативе новой австрийской власти в тогдашней столице Королевства Галиции и Лодомерии.
Самая старшая надгробная плита на его территории датирована 1675 г. Украшением Лычаковского некрополя являются 23 часовни-гробницы, которые были собственностью зажиточных львовских семей.